Это привычное и немного ироническое высказывание на слуху уже не первый век. Но в наших, сугубо пристрастных статьях, мы не будем рассуждать об игровых доктринах и роли игр в жизни социума. Нас волнует только природа игры и её связь с РР. Данный короткометражный материал хотелось бы посвятить событию, которое прошло совершенно незамеченным для большинства простых жителей земли. Крамник проиграл Фрицу со счетом 2:4. И действительно, в этом нет ничего удивительного и эпатажного. Возможно, многие даже не знают фигурантов этого дела. Просто очередная веха на пути перехода от органической макросистемы к кибернетической.

Но вернемся к природе игр! И в этом изучении возьмем для примера две самые любимые, чья популярность не потускнела даже в новые времена компьютерных баталий. Шахматы и Карты — по прежнему лидеры мирового досуга. Первые принято относить к элитарному времяпрепровождению, вторые же, чаще ассоциируются с азартным и в некоторой степени даже занятием достойным порицания, к которому, тем не менее, склонны все социальные прослойки.

Несмотря на вполне резонные замечания специалистов и опытных игроков, для РР шахматы и карты — абсолютно одинаковые системы. И иллюстрацией этого нам послужит нижеприведенные модели.

Ритмические модели шахмат и карт

 Рис. 1 (кликнуть для увеличения)

Обе игры являются очень хорошим примером реализации четырехтактной системы РР, о которой упоминалось в статье «РИТМ-Х и Хвост». Пытливый читатель может заметить, что в шахматы играют вдвоем, но здесь нет противоречия. Вдвоем в шахматы играют не так давно, а настоящие партии в Чатурангу играли именно вчетвером. А вот так выглядело поле боя:

Шахматное поле на четверых игроков

Рис. 2

Скорее всего, в карты большинство людей тоже играют вдвоем, но в данном контексте это не столь важно, мы пытаемся охватить систему целиком. Углубляться в детали этих замечательных игр не хочется. Отметим только то, что игры имеют одно очень важное свойство, они демонстрируют нам взаимодействующие системы, построенные на основе ритмического ряда, где узлы трансформации обличены в форму тяжелых фигур (мастей), олицетворяющих стержневой каркас РР и пешек (рангов), играющих роль проекций этих узлов. Ну а нулевым уровнем, точкой активации начального импульса, конечно же, является сам игрок (так и хочется продолжить — обычный человек, но, увы, теперь уже и компьютер). В этой связи можно так же вспомнить и об игре звуков, которая стала основой для перехода органической цивилизации в кремниевую. Выше мы упомянули об этическом позиционировании этих игр. Они не случайны. Мы даже можем построить некую синтетическую модель взаимодействия игр с сознанием игрока:

Синтетическая модель взаимодействия игр с сознанием игрока

Рис. 3

Из этой модели совершенно не следует, что в шахматах нет интуиции, а в картах анализа. Это процессы одного поля, и, следовательно, сочетают в себе специфику как верхней, так и нижней фазы. Но доминирование в каждой игре привязано к своей фазе, и подобное заявление легко подтверждается практикой.

Игра — это иллюстрация взаимодействия систем, искусственно ограниченная в пространстве и времени, со своими правилами и структурой. Это маленькая модель мироустройства, предельно упрощенная, но, тем не менее, демонстрирующая нам широту взаимодействия как такового. И в этом смысле спортивные состязания, как разновидность игрового процесса, так же имеют ярко выраженные ритмические проявления и общую зависимость от РР.