Сегодня о том, что давно известно, изучено во всех ипостасях и во власти чего все сущее существует. О том, что всем понятно, но так до конца и не понято. О диапазоне…

Понятие диапазона неразрывно связанно с процессами и явлениями этого мира. И эта связь стала определением, категорией и во многом, смыслом этого термина. Основой, на которую сразу опираются, иллюстрируя проявления этого глобального свойства реальности. Не будет исключением и этот материал, с той лишь поправкой, что связь, как таковая будет дистанцирована от самого понятия. Что же такое диапазон? Это некий интервал, в пределах которого существует та или иная система. Это границы, которые определяют среду системы, за пределами которой для системы нет объектов отражения. Это важная черта в понимании сущности диапазона. Мы можем идентифицировать среду только по принципу отражения. Если мы направляем взор, действие или мысль в сторону интересующего нас процесса или явления, мы получаем отклик, отражение или знак. Мы всегда получаем его, но воспринять можем только в том случае, если он приходит к нам в диапазоне нашего восприятия. Если в нашей среде он будет объектом. Если мы, даже не имея необходимого органического арсенала, технически сможем опосредовать эту информацию. Кто или что задает эти интервалы? Вопрос, который в той или иной степени конкретизации занимает умы обывателей и ученых, философов и религиозных пастырей, людей искусства и деятелей культуры. Из великого множества идей, гипотез, просветлений трудно вычленить зерно. Затратно по времени и заранее подразумевает бесконечные дискуссии, часто ведущие в никуда. То есть туда, откуда мы уже не получим отклика и не сможем изъять информацию в силу ограниченности арсенала восприятия. За пределы изучаемого. Постижение сути требует расширения диапазона. Некоторые аспекты этого механизма были затронуты в материалах «РИТМ-Х и Плоть» и «Злой РИТМ-Х или неизбежность трансформации». Поэтому мы оставим вопрос кто или что, а просто посмотрим как…

Стоит еще раз повторить – все, что рассматривается на страницах этого ресурса, рассматривается с точки зрения модели ритмического ряда (РР). И не откладывая в долгий ящик приступим к моделированию. Процесс этот незамысловат и заключается целиком и полностью в «установке» значений того или иного процесса в общий каркас РР. Почему незамысловат? Потому что в модели РР ровно столько ячеек, сколько уровней в нашем восприятии диапазонов. Добавить или удалить из неё что-либо невозможно, именно это качество и гарантирует устойчивость модели. В своей иллюстрации проявлений РР не будем отступать и от основной линии ресурса – практической привязки к системе человеческого организма.

Итак, самым главным и основополагающим моментом жизнедеятельности животного организма является возможность восприятия электромагнитного излучения, вернее той его части, которая именуется «видимым спектром». Именно он позволяет визуализировать среду, он очерчивает границы восприятия. Он – цветовой диапазон! То самый, что лежит в пределах от 400 до 700 нм. На определенном этапе затухания РР в системе был образован прибор, вычленяющий этот, весьма узкий интервал и выявляющий отчетливую градацию. Эта градация и есть цветовая гамма.

рис.1 (изображение с сайта realcolor.ru)

Современная наука не в силах объяснить, почему разница в частоте излучения, ничтожная в сравнении с бесконечно длинным электромагнитным диапазоном, порождает столь яркое и разнообразное явление как цвет. Цвет – это механизм представления. Это условная, общепринятая нумерация, идентификация объектов и явлений по интенсивности их реакции (отражения) на световой поток. Это маркирование элементов среды по их отражательной способности. Свет нам дарит цвет. Выхватывая из темноты объекты, он приносит нам информацию от них, порожденную процессом поглощения и отражения излучения разной частоты. То, что мы видим, это то, что не было поглощено объектом. Это важная трактовка, её стоит запомнить. Ведь сознание неразрывно связано с анализом, а анализ опирается на отражение. В этом прослеживается односторонняя позиция аналитического уровня. И хотя в данном случае используется очень широкое понимание термина отражение, эта широта обоснована объективной связью любого рода анализа с любым видом отражения. Здесь ощущается некоторая недосказанность. И она напрямую ведет к интуиции. Зри в корень – так увещевали мудрецы прошлого излишне прытких до поверхностного анализа исследователей. Проникнуть в суть явлений, не отразившись. Проскользнуть с тем, что поглощается – вот суть интуиции…

Но подойдем ближе к модели, а точнее представим её:

рис.2

Если мы внимательно посмотрим на модель, то отметим частотную спираль, берущую свое начало из области 570 нм (рис.3). Это точка активации. Это крохотный интервал между зеленым и желтым цветами. Это едва уловимая, пространственно не осязаемая полоска белого цвета. Исходного белого. Того начального импульса, который порождает всю гамму видимых цветов.

рис.3 (изображение с сайта realcolor.ru)

Достигая верхнего (3.5) уровня трансформации, то есть, сбалансировав всю гамму цветов (частот) система вновь становиться белой. Белой, на внешнем уровне. Белой, только для восприятия из вне. Белой, значит готовой стать новой точкой активации для макросистемы. Такой же белой, как и та, породившая её микросистема в интервале 570нм. Конечно же, все выше сказанное – не более чем красивая аллегория. Выражаясь более строго, можно отметить здесь первое и второе условие РР. Начальный импульс в системе, затухает и трансформируется до уровня 3.5, затем, сбалансировав уровни трансформации (синхронизировав энергетическую структуру в системе, импульс РР приобретает качество точки активации для новой макросистемы) начинает формировать надсистему. Уровни трансформации начинают устойчиво излучать свои цветовые диапазоны, создавая в среде источник белого света, как совокупности излучений в пределах цветовой гаммы. Хорошим примером может служить Солнце. Оно представляет собой систему, устойчиво излучающую в среду, в том числе, и весь видимый спектр. На примере Солнца можно вновь затронуть тему отражения\поглощения. Мы получаем ту часть спектра, которую поглощает атмосфера, Солнце – отраженную от неё. Интересный и немаловажный факт, который можно привести – внешняя окраска планет солнечной системы. От желтого Меркурия до пурпурного Марса (см. «Формула» рис.4). «Но внутри не то, что снаружи». Жители Земли не видят окружающий мир в голубой дымке, хотя извне планета видится в сине-голубом спектре. Тот же парадокс лежит в основе последних «скептических заметок» о марсианской экспедиции. Панорамы красной планеты далеко не так красны с её поверхности. Вернее они напоминают оттенки земных пейзажей после полудня и ближе к вечеру. Но вернемся к обобщению. Почему свет для понимания диапазона так важен? Скорее не свет как таковой, а весь спектр электромагнитного излучения, и свет, как часть его. Именно этот параметр определяет нашу способность анализа пространственно – временного диапазона. Электромагнитный фон, по большому счету, - среда нашего ПВК. Все, что поглощает электромагнитное излучение целиком, не существует для нас. Все, что движется быстрее электромагнитных волн недоступно нашему восприятию. Это фон, и он определяет границу самого фундаментального для нас диапазона (см. «Формула» рис.1-2). Иллюстрация показывает, что именно фотон, тот важный, пограничный элемент в структуре, отвечающий за аналитику отражательных процессов в ПВК. Он же, последняя ступень трансформации энергии, сделавшая возможным появление Вселенной. Только в тот момент, когда в протоплазме сформировалась и сбалансировалась вся цепочка РР в микроуровне («Формула» рис.2), стала возможным структуризация макроуровня («Формула» рис.1). Но здесь мы погружаемся слишком глубоко. Это тема будет продолжена позже и в отдельном материале. Пока же вернемся к диапазону и сделаем шаг навстречу человеку.

Органическая система не достигла уровня, на котором возможно устойчивое электромагнитное излучение. Но обмен информацией –условие развития органических популяций. И человеческая раса сделала рывок в новый уровень трансформации при помощи языка. Звук – как аналог электромагнитных вибраций, несравнимо менее энергоемкий и используемый в локальной среде. О нем следующее повествование.

Организм может воспринимать звук, но не может отражать его. И это делает невозможным информационный обмен. Но органический уровень достиг той стадии развития, когда у него появилась возможность эмулировать процесс отражения. Организм может производить звук. И теперь мы можем рассматривать замкнутый цикл информационного обмена. Этот механизм построен на базе трансформации энергии в системе организма. Не будем ходить вокруг, а взглянем сразу на модель:

рис.4

Возникает вопрос, почему только гласные? Почему кириллица? Почему не ноты, октавы и пр.? Пристрастия здесь не причем. Все определяет возможность голосового аппарата. Приведенные в модели звуки – это все, что может произвести человеческий голос. А как же согласные? Согласные образуются в процессе трансформации гласных при помощи сознательно создаваемых преград на пути движения звуковой волны. Их появление связано с переходом в новую систему. Системы, с более высокой степенью отражения среды. Фактически, голосовые связки могут производить только один звук (А). Все остальные звуки, так или иначе, связаны с его трансформацией (как аналогию можно взять водород, и все остальные элементы построенные на его основе путем трансформаций). И здесь мы вплотную сталкиваемся с диапазонами. Гласные образуют единый диапазон частот, такой же, как видимый спектр в электромагнитном излучении. Согласные – это макросистема, образованная на уже сбалансированной системе РР гласных. Это уже более широкий спектр. Его изучение – отдельная и глубокая тема. Сейчас же, достаточно будет ознакомиться лишь с общим атласом. Его карта позволит увидеть те закономерности и связи между ритмической картиной и языковой (нарицательная сущность объектной среды), которые раньше проявлялись лишь на подсознательном уровне.

Рис.5

На схеме хорошо видна зависимость согласных от структуры РР. Их фазовая и тональная взаимосвязь (в системе РР – продольная и поперечная симметрия). Иногда интересуются связкой Р-Х. Все остальные звуки хорошо вписываются в модель, а вот эти на первый взгляд не стыкуются. Здесь лучше меня, наверное, пояснят логопеды. Именно им приходится бороться с распространенным дефектом речи, неспособностью выговаривать Р. Вместо неё люди упрямо произносят Х. То есть Х это глухая Р, просто в привычном грамматическом анализе этот момент упущен и не сформировал привычной схемы восприятия. На карте отсутствуют лишь два знака (ь,ъ). Именно знака, потому что они характеризуют не самостоятельный звук, а степень плотности. Это третье измерение языковой среды. Если представить данную модель как пространственную, в виде экваториального сечения сферы, то мягкий и твердый знак займут место на полюсах. Интересно отметить и тот факт, что само произношение согласных имеет привязку к той или иной гласной в различных языках. Например, в русском это отчетливая привязка к Э - Цэ, Жэ, Сэ, Кэ…., а в английском к И - Си, Ди, Би, Джи, Пи ….

Рис. 6

Будет уместно назвать его четырехтактным РР. В будущем эта формулировка будет часто фигурировать в моделях, описывающих зависимости самых разных процессов. Но вернемся к гласным!

И все же, чем так примечательны гласные? Прежде всего, своей абсолютной зависимостью от центров трансформации энергии в организме человека. Здесь мы сталкиваемся с необходимостью чувственного восприятия. Это легко тестируется. Достаточно протянуть гласные в произвольной последовательности, сконцентрировавшись на ощущениях, вызванных этими вибрациями в организме. Легко отметить, что тянуть на одном импульсе можно только гласные, расположенные в нижних фазах полей. А расположенные в верхних фазах – лишь задают звуковой тон. С другой стороны, сознание может фиксировать только активацию центров расположенных в верхних фазах.

* Следует обратить внимание на то, что гласные звуки нижней фазы являются формирующим, а верхней - определяющими. Это одни и те же звуки, характеризующие частоту каждого конкретного уровня трансформации, просто для фиксации их верхней фазе используется дополнительный звук Й,  например,   Я - йА,     Е - йЭ,      Ё - йО,      Ю - йУ,     И - йЫ.  

Практически, весь тестинг будет заключаться в произношении гласных задающих тон, то есть верхних фаз:

И при вытягивании будет звучать как Ы,
Ю как У,
Ё как О,
Я как А.

При этом будет явно ощущаться активация центров трансформации в верхних фазах, к которым отнесены звуки. Естественно, для высокой концентрации активности центров потребуется некоторая туннельная настройка. Что это значит? Необходимо будет подобрать определенное  соотношение челюстного раскрытия и вытягивания губ.

Линейка для вычисления указанных величин не потребуется, так как максимальная активация центров трансформации продиктует выдержку этих показателей на моторном уровне. Да и саму процедуру подавляющее большинство людей уже освоило в раннем детстве. Так что выше приведенные параметры, не более чем констатация факта произношения гласных, приведенная ради иллюстрации её зависимости от РР. И, наконец, самое важное – высота звука. Чем выше берется гласная, тем сильнее активизируется соответствующий ей центр уровня в верхней фазе. Попытка брать низкую тональность приведет к активизации центров полей в нижних фазах. Однако, следует помнить, что основные инструменты сознательного восприятия во внутренней среде организма, болевая и тактильная чувствительность. При этом тактильная чувствительность развита только в верхних центрах, и поэтому, потребуется значительное время, что бы выработать эту способность для центров трансформации в нижних фазах. Теперь осталось выяснить, что же это за центры и где они находятся.

И – кора мозга.
У – гипофиз
О – щитовидная
Э – бронхи
А – медиальный отросток.

Развитие тактильных ощущений непосредственно в вышеперечисленных органах так же не сильно развито у большинства людей. Тем не менее, с первых же попыток очень четко идентифицируется область, в которой расположен тот или иной центр трансформации. Не нужно опасаться и «ошибок восприятия». Их не будет в принципе. Что имеется ввиду? Например, ощущение активизации центра в гипофизе никогда не зафиксируется при вытягивании буквы Э, О или Ы. Теперь остается только поупражняться в повышении сознательной чувствительности центров трансформации и приступить к изучению самого важного, с прикладной точки зрения, диапазона дыхания.

Продолжение в материалах “Коммуникации информации” и “Библиотека сознания

P.S. Если построить подобную модель для английского алфавита, то можно обратить внимание как она трансформируется. И подобная трансформация напрямую влияет не только на свойства языка как инструмента общения, но и на его логическую функцию.

 Рис. 7

Сразу отметим, что структура уровней трансформации остается неизменной, но из схемы изъяты верхний пик физического ритма и нижний пик  двигательного. Так же отсутствует нижний пик аналитического ритма. Это говорит о том, что английский язык это инструмент строгого аналитически-информационного мышления. Где присутствует выраженная динамическая составляющая, но отсутствует глубокая эмоциональная подоплека. Есть достаточно развитая словарная база, но исключается сложная, осмысленная и гибкая структура комбинирования словосочетаний, вместо которой применяется жесткая система шаблонов. Вместе с тем, сенсорный ритм укомплектован обоими пиками, что говорит о развитом двустороннем обмене информацией. Отсутствие нижнего пика аналитического ритма показывает что система языка уже неравновесна, хвост отброшен и вместе с ним отброшены такие элементы как иносказательность, образность и многоплановость изложения. Присутствует только строгая конкретика логического верхнего пика аналитического ритма.

В связи с этим будет уместно вспомнить славянскую буквицу, которая являлась структурным палиндромом с семиуровневой глубиной осмысления мира, от отражения и до влияния. И которая так же подверглась инволюции с точки зрения целостной модели взаимодействия с миром. Возможно, выступая апофеозом аналитического уровня сознания в предыдущей цивилизации, в нашей она сократилась до банального соотношения с акустическими возможностями голосового аппарата.

 Рис. 8

В связи с ограниченностью узлов трансформации интересно взглянуть и на нотную модель. Если объединить привычную последовательность дОЕИАОЯИ на модели то мы получим следующую картину:

 

 Рис. 9

 Для верной интерпретации данной модели конечно нужны хорошие знания в музыкальной науке. За неимением оных отмечу только, что звуковая спираль смещена в верхнюю фазу и связывает эмоциональный уровень с аналитическим. Хотя возможно, что она может с успехом переворачиваться, например на какой-нибудь этнической или тяжелой музыке, изначально тяготеющей к базовым, формирующим звукам, отражающими прямое, интуитивное восприятие - грому, грохоту, треску и пр. которые осваивал человек, прежде чем пришел более утонченным вибрациям сознательного аналитического плана.