Если в прошлые десятилетия были востребованы публикой всевозможные сценарии техногенного или природного апокалипсиса. То сегодня они уступили место куда более актуальным концепциям апокалипсиса экономического и социального. Раньше состояние болезненного интереса поддерживала ядерная тематика, сейчас биржевая. На то есть свои ритмические основания и мы попытаемся раскрыть их суть. Для начала отметим, что к «паническим» объектам современности кроме бирж, относятся так же и банковская система. Что такое банковская система? Это огромная международная сеть. Это финансовая база всех экономик мира. Что такое биржа? Это пленка! Мысль, трепещущая в объятиях различных истерий. Настроение на бирже сродни настроению человека. На него могут повлиять самые неожиданные, и не всегда серьезные факторы. На биржах нет денег, деньги лежат в банках. Но не смотря на это, именно биржа является той аналитической надстройкой, которая образовалась на сформировавшейся сенсорной системе банковских сетей. Чем характеризуется аналитический уровень системы? Отражением! И биржа как раз является этим отражением экономической реальности. Что еще крайне присуще сознанию? Стремление играть. Игра на бирже задействует аналитическое поле целиком, интеллектуальную верхнюю фазу и интуитивную нижнюю. И для макросистемы важна не столько победа, сколько участие.

Но оставим игры разума немного в стороне и обратимся к достаточно необычной концепции экономического краха, которая набирает популярность в последнее время, и которую можно назвать кризисом постбебибумеровского периода. «Бебибумеры» это мощный общественный пласт, который составляют люди родившиеся в период 1945-55 годов, когда послевоенный мир пережил всплеск рождаемости. И сегодня большинство из них достигло пенсионного возраста, то есть находится на пороге выхода из активной экономической жизни. На первый взгляд, в этом нет ничего необычного, люди взрослеют, достигают преклонного возраста и отстраняются от дел что бы скоротать остаток дней в спокойной обстановке. Но как показала статистика, этот процесс не так инертен в общемировой экономической системе как может показаться на первый взгляд. Мало того, он оказывает ведущее и решающее значение на экономические показатели. Он жестко определяет динамику биржевых индексов.. Ниже приводится графики, образованный двумя кривыми, одна из которых демонстрирует количественные колебания в возрастной категории от 45 до 54 лет (красные столбики), а другая строит график биржевого индекса Доу Джонс (Dow Jones) (синяя полоса).


Рис. 1

Как видно из графиков, на показатели деловой активности на биржах практически не оказывали влияния ни войны, ни природные катастрофы, ни смены политических или экономических доктрин. Их определяли предпочтения и покупательная способность определенной возрастной группы. А точнее, простое соотношение количества «юбеляров» к общему числу жителей. Рост численности в этой группе прямо пропорционален росту биржевых индексов. Чем же так примечательна группа 45-54? Конечно ни для кого не секрет, что люди в этом возрасте обладают более широкими финансовыми и управленческими возможностями. То есть они могут регулировать не только личные средства, но и распределять значительные корпоративные денежные ресурсы. Безусловно, доминирующая позиция этой возрастной группы определяется большим жизненным опытом и высокой степенью рациональности действий. Можно предположить, что если человек не уходил бы на пенсию, он и дальше мог бы укреплять мировую экономику своей активной и рассудительной позицией. Но увы этого не происходит, а отдельные индивидуумы, плодотворно работающие в более преклонном возрасте являются скорее исключением подтверждающим правило. Просто человеку свойственно стареть – ответит читатель! И будет в целом прав. Хотя трактовка термина старение достаточно расплывчата. Доказано, что физическое старение организма начинается значительно раньше указанного возрастного диапазона. Уже после 30 лет наш организм начинает ощутимо терять свою физическую форму, и впоследствии этот процесс только ускоряется. И к 45-50 годам результаты этого дряхления уже в прямом смысле «на лицо». Почему же аналитические способности как раз к этому периоду достигают своего апогея? Как раз на этот вопрос и попытается ответить модель ритмического ряда. Для этого рассмотрим последнюю карту макро циклов, но взглянем на неё не в привычном программном облике, а в виде возрастной шкалы. Её описание можно так же посмотреть в разделе формула

Возрастная модель ритмического ряда

Рис. 2

Видно, что к 10-15 годам организм достигает пика двигательной активности, к 25-30 окончательно формируется физически.

В 40 лет наивысших значений достигает его способность реалистично воспринимать окружающий мир. Кого-то подобная, лишенная иллюзий картина ввергает в уныние, а кто-то выбирает путь рациональности. Кризис среднего возраста, так окрестили этот рубеж психологи. И это действительно кризис, который формируется противодействием двух глобальных величин. Максимальной способности восприятия среды и крайне низким энергетическим потенциалом. Мир становится по настоящему понятен и предсказуем, но уже нет сил и желания что-то менять в своей собственной жизни.

К 46 человек достигает апогея развития аналитических способностей. И здесь наиболее рационален тот, кто наиболее адекватен по отношению к среде. Как видно из модели, после 50 аналитическое поле неизбежно уходит в нижнюю фазу. Человек по прежнему, часто еще достаточно долго сохраняет «ясность ума». Но в этом термине все таки присутствует некоторое снисхождение к ослабевающему огоньку сознания. Не подлежит сомнению фактор тренированности умственной активности по аналогии с физической. Но здесь мы говорим о глобальных величинах, а не о частных случаях.

Обратимся снова к графику и попытаемся представить, что будет когда численность возрастной группы 45-54 снизится до минимума, а представители поколения «бебибумеров» переместятся в категории более пожилых людей. Мы помним что их число велико, а следовательно нагрузка на пенсионные фонды возрастет соответственно. Их место в «ведущей» возрастной группе займет следующее поколение, малочисленное и воспитанное в куда более тепличных условиях. Это, по справедливому заключению многих экспертов, приведет к катастрофическим последствиям для мировой экономики. Но так ли оно справедливо? Попробуем сделать маленький прогноз на основе модели РР. Мы помним, что одно из условий ритмического ряда гласит – система, достигшая верхнего пика аналитического поля, при достаточной энергоемкости способна создать макросистему, то есть выступить точкой активации начального импульса для следующего уровня. Может быть наш исключительно массивный пласт «бебибумеров» все таки успел сгенерировать тот импульс, который выведет социум на новый уровень развития? И некоторые наблюдения показывают, что, например, в 70е годы, IQ среднего жителя Европы и США был значительно выше аналогичного показателя сегодня. А если проанализировать самую привычную принадлежность к слову «легендарный», то чаще всего этот пиетет относят к музыкальным, спортивным, культурным и научным достижениям этого десятилетия. Практически все, как принято говорить сегодня, высокотехнологические продукты, родом из этого периода. От мобильной связи, до подушек безопасности. Именно в 70 годы, была заложена основа для создания сети Интернет, сети, которая сегодня уже определяет и во многом регулирует развитие социума. Вполне логично допустить, что подобный всплеск ярких достижений во всех сферах жизни в 70е годы, как раз и был спровоцирован поколением «45-54», которое в те годы находилось в самом расцвете творческих сил, свободолюбия и увлеченности. Именно они совершили этот исторический прыжок в Киберсистему. В новый уровень организации мирового сообщества, которые сегодня проявляет себя все сильнее и сильнее. Интересное замечание – активное использование компьютера и Интернета ведет к снижению IQ. Или такое – IQ родителей, снижается после каждого рождения ребенка. И это вполне объяснимо, киберсистема не нуждается в слишком умных клетках. А точнее, интеллект отдельно взятого индивидуума в сравнении с интеллектом киберсистемы бесконечно мал, а следовательно может быть усреднен до неких функционально необходимых величин. В связи с этим уместно вспомнить и такое наблюдение, чем сложнее организм, тем проще его клетки.

Но мы изрядно отвлеклись от основной темы материала. Попытаемся вернуться и все таки ответить на животрепещущий вопрос – состоится ли крах мировой экономики, как того требует линейная трактовка графика? Однозначного ответа нет ни у кого, но есть вполне оправданная надежда на то, что подросшая к тому времени киберсистема, успеет выхватить бразды правления из слабых рук поколения “next” (возможно, здесь был бы интересен анализ взаимодействия индекса реальной экономики Доу Джонс с индексом выскотехнологического сектора Насдак), и позволит избежать социуму слишком уж тяжелых потрясений, о которых трубят сегодня все экономисты, начиная с простых служащих и заканчивая министрами финансов…